Путешествие йоги в Америку

People take part in a group yoga practice on the morning of the summer solstice in New Yorks Times Square  Путешествие йоги в Америку: йога в Америке  «Америка — это место, люди и возможности для всего нового» — написал Свами Вивекананда перед своим отъездом из Индии в 1893г. Гуру Вивекананды Шри Рамакришна говорил, что все мировые религии — это лишь разные фазы одной вечной религии и духовность может передаваться от одного человека другому. Вивекананда преступил к тому, чтобы начать эту передачу на других берегах. Его первая речь состоялась на World’s Parliament of Religions — встрече представителей различных религиозный конфессий в Чикаго. «Братья и сестры Америки» — начал он, и аудитория аплодировала стоя. Так начался поток восточных идей на запад. В 1920г. Парамаханса Йогананда приехал, чтобы обратиться к религиозным либералам в Бостоне. Он был прислан своим гуру, ангелоподобным Бабаджи, чтобы распространить учение крийя-йоги на западе. Книга Парамахамса Йогананды «Автобиография йога» стала духовной классикой.

В 1924 г. Соединенные Штаты возложили квоты на иммигрантов из Индии, из-за чего западным ученикам самим пришлось отправляться на восток в поисках учителей. Одним из первых был Теос Бернард, который, вернувшись из Индии в 1947г., опубликовал книгу «Хатха-йога: сообщение о собственном опыте». В 1950-х это был основной источник информации о йоге, книгу читают и до сих пор.
В том же году Индра Дэви открыла йога-студию в Голливуде. Три ее популярные книги были зачитаны до дыр стоящими на головах домохозяйками от Нью-Джерси до Техаса. Она была первым западным человеком, учившимся у Кришнамачарьи и первым, кто продолжил его линию на западе. Можно сказать, что Кришнамачарья стал дедушкой американской йоги, его учениками были Айенгар, Паттабхи Джойс и Десикачар.

Но человеком, который познакомил с йогой наибольшее число людей в то время, был Ричард Хиттлмен, который в 1950г. вернулся после обучения в Индии, чтобы учить людей йоге в Нью-Йорке. Он не только продал миллион копий своих книг и первым показал йогу по ТВ в 1961 г., но также во многом повлиял на методы обучения йоге в Америке. Несмотря на то, что он был учеником Рамана Махарши и был в большей степени «духовным» йогом, он во многом повлиял на то, что нерелигиозная йога с упором на физические преимущества стала американским мейнстримом. Он надеялся затем мотивировать студентов изучить философию йоги и медитацию.

Йога развивалась на западном побережье в середине 50-х в студии Walt and Magana Baptiste’s в Сан-Франциско. На отца Волта повлиял Вивекананда, Волт и Магана были учениками Йогананды. Династия йогов продолжается сегодня в лице их детей Барона и Шерри.

В 1958 г., рожденный в Индии Свами Вишну Дэвананда, ученик Свами Шивананда Сарасвати, приехал в Сан-Франпциско. Его книга «Полная иллюстрированная книга йоги», вышедшая в 1960 г., стала настольной для многих практикующих. Он основал сеть йога центров Шивананда Йога Веданта с штаб-квартирой в Монреале (одна из самых крупных сетей йога-школ в мире). Йога и медитация взорвали Америку в ранние 60-е, когда скромного вида йог спустился с Гималаев, чтобы духовно возродить мир. Империя Трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги сейчас насчитывает 40 000 учителей и более 4 миллионов практикующих с 1200 центрами в 108 странах.

В 1966г. книга «Свет йоги» Айенгара была опубликована в Соединенных Штатах — она и поныне считается библией серьезной практики асан. Практически каждый западный преподаватель попал под влияние Айенгара (часто даже не подозревая об этом), его пунктуального подхода в вопросах анатомии.

В 1965г. американские власти отменили квоту на индийских иммигрантов от 1924 года, открыв берега для новых учителей с востока. В 1966г. Амрит Десаи основал Общество Йоги в Пенсильвании, а затем и йога-ашрам Крипалу. Свами Рама удивил исследователей в 1970г., когда показал, что может контролировать автономные функции своей нервной системы, включая сердцебиение, пульс и температуру тела.

В 1966г. Свами Сатчитананда, другой ученик Свами Шивананды, приехал в Нью-Йорк на пару дней и остался навсегда. Его Институт Интегральной Йоги сейчас включает ашрам в Вирджинии и более 40 центров по всему миру. Сатчитананда открыл фестиваль Вудсток в 1969г. и прозвучал эхом приветствия Вивекананды 75 годами ранее: «Мои любимые браться и сестры» — начал он. Сам он выглядел как стареющий хиппи с ниспадающими волосами и бородой, он стал живым примером тому, как можно посвятить жизнь духовной практике. Это было то, чего жаждали молодые люди в то время.

Рам Дасс также стал знаковой фигурой того времени. Бывший гарвардский профессор, он отправился паломником в Индию в конце 60-х, звали его тогда Ричард Альперт. Вернулся он вместе с гуру и новой личностью. Его тур в 1970г. и книга «Будь здесь и сейчас» сделала духовные поиски смыслом жизни для многих поколений искателей.

К 1970-м  йогу и духовные учения можно было обнаружить везде. Около Санта-Круз в Калифорнии безмолвный святой Баба Хари Дас основал Гору Мадонна, чтобы обеспечить людей йога-программами. В 1975г. Паттабхи Джойс впервые приехал в Америку и начался бум аштанга-виньяса-йоги. Примерно в то же время Т.К.В. Десикачар, сын великого мастера Шри Кришнамачарьи, привез свою вини-йогу на запад. В 1975г. в США вышел первый номер журнала YogaJournal: в первом тираже было 300 копий, напечатанных на машинке.

Подписка
Подпишитесь на наш журнал!
Получайте свежие статьи на почту:
Оставить комментарий
*
*
* Обязательное поле