Моя Йога-Радуга: Михаил Баранов об основах пранаямы

Поделиться

baranov  Моя Йога Радуга: Михаил Баранов об основах пранаямы:  Второй день Йога-Радуги — и снова я дышу. На этот раз вместе с Михаилом Барановым. Перед практическим занятием Михаил прочитал нам наинтереснейшую лекцию, попробую её пересказать, наверное, будет похоже на конспект, но думаю, многим будет интересно.

Михаил начал с цитаты из Хатха Йоги Прадипики: «Нет хатха йоги без раджа йоги». Можно понимать эту цитату по-разному:
1.) Бессмысленно заниматься хатха-йогой, не стремясь к развитию сознания;
2.) Раджа-йога присутствует в техниках хатха-йоги, но это уже тантрический подход, когда мы интегрируем одни методы с другими.

Пранаяма является переходным этапом между хатха-йогой и раджа-йогой. Тут присутствуют техники контроля над телом, над дыханием, над мышечным тонусом, но, с другой стороны, гораздо больше техник связаны с управлением вниманием.

В пранаяме есть подготовительные этапы (прана-вьяямы и очистительные практики), необходимость которых обусловлена физиологическими ограничениями: конституция, возраст, заболевания. Если вы начали заниматься пранаямой в молодом возрасте и чувствуете себя хорошо, то можно пропустить некоторые подготовительные этапы. После подготовительных этапов практика строится с акцентом на задержке дыхания и развитии внимания.

Основной метод пранаямы — это кумбхака, задержка дыхания. Занятия пранаямой создают базовые предпосылки для занятия медитацией и те, качества, которые нам необходимы для контроля нашего сознания в раджа-йоге, практике сосредоточения, тренируются в процессе практики пранаямы.

Благие качества ума, которые упоминаются Йога Сутрах, способствуют очищению ума от загрязнений и возрастанию мудрости очищенного сознания:
шрадха — вера (мы должны во что-то верить, чтобы этим заниматься);
вирья — энтузиазм, энергичность (способствует прогрессу);
упекша — невозмутимость (фактор, который предотвращает разочарование);
смрити — память об опыте, который с нами случился, важна для достижения состояния сосредоточенности, концентрации;
экаграта — сосредоточение.
Без этих качеств практика неосуществима в принципе и, что немаловажно, они должны быть уравновешены между собой, сбалансированны.

Пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи — этапы, через которые проходит практикующий, который занимается йогой. Эти части йоги присутствуют в практике пранаямы или могут быть в нее интегрированы.
Сосредоточение может быть сознательным и бессознательным (вследствие профессиональной деятельности, например). Нужно стремиться к сознательному сосредоточению, чтобы уметь распространять это качество на любую сферу и оставаться невозмутимым, вне зависимости от того, какой мы результат получили и в каком состоянии сознания находимся, и непривязанным к результату, иначе возникнет неудовлетворенность, то есть страдание.

Глобальным целеполаганием в йоге является достижение состояния кайвальи — прекращение перерождений, растворение в сиянии вечного атмана. Этапы на этом пути:
Очищение сознания от клеш (омрачений);
Развитие праджни (мудрости)
Cамадхи, которое, заметим, тоже является лишь этапом, инструментом, но не целью. Самадхи — этап полного контроля над психическими процессами. Психические процессы можно контролировать по-разному. В зависимости от школы есть разные методы и подходы.

Практикой пранаямы мы азвиваем способность к концентрации, которая называется экаграта.
В комментариях Вьясы на Йога Сутру описывается пять состояний сознания:
тупости — ум не способен сосредоточиться, как будто мы проснулись от глубокого сна, пьяны или объелись;
поглощенности ума объектом — мы находимся в этом состоянии, когда смотрим кино и не можем оторваться;
состояние разбросанности — ум переключается от одного объекта на другой, из этого состояния уже можно сосредоточиться, в отличие от первых двух;
экаграта — сосредоточенное сознание, сфокусированное на одном объекте;
самадхи — контроль или прекращение (сознательное) психической деятельности.

В пранаяме мы достаточно сложно манипулируем процессом дыхания, меняя состояние нашей вегетативной нервной системы, что в свою очередь, делает нас более спокойными, следовательно, нам легче управлять своим сознанием. Задержка дыхания выступает главным методом — есть физиологические предпосылки для этого, ведь наш мозг самый кислородопотребляющий орган. Когда кислорода в клетках мозга становится меньше, психические процессы автоматически замолкают.

В пранаяме мы работаем с несколькими объектами концентрации внимания, и оно становится не точно сфокусированным, а объемным. Ценно даже само состояние сознания, когда мы можем в своем ощущении удерживать несколько объектов. В качестве объектов выступают, во-первых, наше дыхание и манипуляции, которые мы с ним производим: вдох, выдох, счет дыхания, бандхи. Мы осознаем, сколько мы дыханий сделали и сколько осталось сделать. В пранаяме мы сначала осваиваем техническую часть, потом добавляем техники, усложняющие нам жизнь — работу с вниманием. На задержке дыхания с вниманием работать тяжелее, тк мозг получает меньше кислорода.

Во-вторых, объектами нашего внимания в пранаяме служат кинестетическая и визуальная визуализации, например, чакра дхарана — перемещение внимания по чакрам, в некоторых школах используются проекции марм.

В-третьих, выполнение дришти — это тоже концентрация. Кроме того, дришти служит для контроля глазных мышц и уменьшения объема визуальной информации, что ослабляет активность тех центров коры мозга, которые связаны с обработкой этой информации.

И, наконец, используется прием аудиолизации — мысленное пропевание звуков, обычно это — биджа-мантры или ом.
В результате мы имеем набор приемов, который направлен на то, чтобы сосредотачиваться на процессе, вытеснять и подавлять нежелательную психическую деятельность (беспокойство, тревогу, обычные мысли). Пранаяма приводит к пратьяхаре — мы перестаем реагировать на внешние стимулы, затем она ведет к дхаране (сосредоточенности). И затем, если мы достаточно долго находимся в сосредоточенном состоянии, наступает дхьяна — состояние поглощенности объектом. В данном случае объектов концентрации несколько, и мы поглощаемся процессом. Для чего это все? Создаются условия, в которых клеши не могут актуализироваться (нет влечения и отвращения, нет страха смерти, нет любви к жизни), когда мы это состояние знаем, на основе этого возникает мудрость — праджня. Сознание может быть очищенным от загрязнения и мы узнаем, каким способом это сделать. Дальше начинается уже раджа-йога, а хатха-йога на этом заканчивается. Хатха-йога предлагает метод, но не говорит о том, что делать с этим состоянием сознания.

Записала Мария Писаревич

Подписка
Подпишитесь на наш журнал!
Получайте свежие статьи на почту:
Оставить комментарий
*
*
* Обязательное поле

Featuring YD Feedwordpress Content Filter Plugin