Джейсон Немер: «Акройога изменит мир»
Акройога — практика о контактном взаимодействии и поиске взаимного баланса — появилась сравнительно недавно, в 2003 году. Но с тех пор интерес к ней в мире неуклонно растёт. Весной 2021 в свет выйдет первая книга, посвященная акройоге. На право публикации претендовали сразу четыре издательских дома.
Мы встретились в Гоа с её автором Джейсоном Немером, одним из создателей акройоги, сооснователем школы AcroYoga.org. Индия — стартовая точка его Азиатского турне в этом году. Акройога Погружения в Арамболе и курс для учителей на Бали, а затем Джейсон отправляется в Таиланд, чтобы сосредоточиться на своём литературном творчестве.
Как возникла идея этой книги?
Из желания поделиться тем, что для меня важно.
Я много лет путешествую по миру и преподаю акройогу. Я учу людей летать, но мне редко выпадает шанс раскрыть всю глубину этой практики, практики, которая меняет жизни.
Было ли легко найти издателя?
Я презентовал идею в пяти издательских домах. В одном из них мне удалось уговорить редактора попробовать акройогу со мной прямо здесь и сейчас. У меня есть правило “полетай человека, прежде чем вступать в переговоры”. Так вот, после своего первого полёта эта девушка с горящими глазами и записанным видео помчалась в совет директоров: “Эта практика изменит мир. Эта книга нужна нам”. В итоге это издательство выступило с самым лучшим предложением и предложило заключить контакт не на одну, а на две книги сразу.
Почему ты думаешь, что книга по акройоге будет интересна широкому кругу читателей?
Акройога — это практика, рожденная из переплетения трёх линий: йоги, акробатики и целительства. В каждой из них заключена бесконечная мудрость, по каждой можно написать десятки книг. Но их триединство подарило миру действительно уникальный феномен, практику, которая позволяет исследовать связь не только с собой, своим телом, эмоциями, паттернами поведения, но и с окружающими людьми — партнерами по практике — на глубинном уровне. И не только исследовать, научиться строить отношения с другими людьми, сохраняя чувство баланса и верности самому себе.
Как практика акройоги может помочь в повседневной жизни? В частности во взаимодействии с окружающими?
Например, перед нами большой и сильный мужчина, который привык идентифицировать себя с силой и мощью. Может статься, что на первом же занятии акройогой ему предстоит работать с другим большим и сильным мужчиной и учиться мягкости во взаимодействии с ним. Или перед нами — хрупкая девушка, которая, наоборот, недооценивает себя, считая слабой. И вдруг на классе она поднимает большого и сильного мужчину в воздух (при соблюдении корректной техники это совершенно безопасно). Представляете, как меняется представление о своих возможностях у этой девушки? Этот опыт позволяет ей подключиться к источнику своей внутренней силы и в буквальном смысле окрыляет.
Акройога помогает стать сильнее и гибче, не только на физическом, но и в целом на личностном уровне, а также чувствовать окружающих людей, находя к каждому индивидуальный подход.
Это прекрасно. Но у многих людей серьезные проблемы с личными границами. А акройога — тактильная практика. Я слабо представляю себе “больших и сильных мужчин”, которые на первом занятии были бы воодушевлены идеей полетать друг с другом.
Да, к сожалению, это так. Парадоксально, но чем острее стоит вопрос границ, тем больше вам нужна эта практика. Даже самый контактный человек встретится со своими триггерами и препятствиями в акройоге. И это здорово, потому что лишь принимая вызовы, мы растём. А акройога способна подарить ключи к взаимодействию с людьми, с которыми нам непросто.
Но в целом, я соглашусь с тобой. Люди стали более закрыты и более одиноки. Во многих культурах телесный контакт сопряжен в первую очередь с сексуальностью или с насилием. Порой люди даже не представляют, что можно прикасаться и телесно взаимодействовать с другим человеком с нежностью и добротой без сексуального подтекста. И, естественно, они не представляют, какую силу несет в себе магия прикосновения. Силу, которая способна убирать дисбалансы и блоки в теле, залечивать травмы, в том числе и душевные.
Именно поэтому ты говоришь, что “акройога изменит мир”.
Посмотри, как сейчас воспитывают детей: «не разговаривайте с незнакомцами, не давайте руку чужому дяде». Мир разделен на своих и чужих. К чужим надо относиться с настороженностью и подозрением, они источник потенциальной опасности. Государственные и религиозные институты, СМИ транслируют такой подход, стремясь не к объединению, а разобщению людей.
Но мой личный опыт учит меня обратному. Я путешествую семь лет подряд и ни разу не столкнулся с кражами, со мной ни разу не случилось ничего плохого. Да, я верю, у меня есть ангел-хранитель и чёткая связь с реальностью, но, на мой взгляд, мир гораздо более дружелюбный, чем нам рисуют.
Поэтому я предлагаю совсем другой подход — смотреть на мир с доверием, воспринимать людей как друзей, а не чужаков.
Тот страх, который люди испытывают перед прикосновением и близостью, неестественен. Гораздо более естественно — это доверять, полагая что у людей благие намерения. А ещё не забывать о своём внутреннем ребенке и идти по жизни играючи. Доверие и игра — два главных компонента, из которых соткана канва акройоги. Два аспекта, необходимые для сбалансированного и гармоничного существования человека. А многие об этом забыли.
Чтобы йоги играли? Ты шутишь. Более серьёзных людей я не встречала.
Практика йоги подразумевает серьезную работу над собой, железную дисциплину и самоограничения (тапас). О тапасе я могу говорить долго. В шестнадцать лет я представлял свою страну на мировом первенстве по акробатике, сражался за медали. Я тренировался на пределе возможностей. И главное, что я вынес из этого опыта, — в любом занятии должен присутствовать один обязательный ингредиент: радость. Если то, чем я занимаюсь, не приносит мне удовольствие, если я не могу пошутить и посмеяться, то я не буду за это браться. Если то, чем я занимаюсь, не делает меня счастливым, то я не буду этим заниматься.
Да, порой нам приходится делать вещи, которые не приводят нас в восторг. Например, моя практика медитации. Не всегда я выхожу из медитации с улыбкой блаженства на лице. Но я продолжаю свою практику, потому что она помогает мне быть счастливым.
Именно через игру человек способен изменить паттерны поведения, которые ему мешают. А ещё атмосфера игры дарит позитивные эмоции, которые благотворны сами по себе.
Что такое баланс для тебя?
Существует семь измерений велнеса: физическое, эмоциональное, ментальное, отношения, профессиональная деятельность, среда/окружение, духовное.
Если вы не понимаете своего эмоционального состояния, то невозможно найти баланс и в физическом теле. Если у вас нет ясности, к чему вы стремитесь в профессиональном плане, то сложно говорить и о духовном балансе.
Понимание различных аспектов своей личности — это первый шаг на пути к балансу. Когда оно есть, то можно определить несбланасированные стороны и попытаться их гармонизировать.
Для меня лучший тест на сбалансированность состояния — ответ на вопрос: “Насколько ты свободен и счастлив?”.
Если я просыпаюсь и чувствую себя пораженцем, так что даже не хочу из постели вылезать, очевидно, что это состояние дисгармонии.
И существует множество инструментов — терапевты, практика йоги, чтение книг и т.д, которые помогут осознать, как сделать необходимые изменения в жизни и взгляде на мир. Потому что в конце концов всё начинается с вашей картины мира.
Важно понимать, что три вещи должны быть сонастроены и не противоречить друг другу. Мысли, слова и поступки. Если вы говорите, что вы сильны и справитесь, но на самом деле так не думаете, то это скажется и на ваших действиях. Они будут запутанны и противоречивы. Казалось бы, такая простая идея. Но следовать этому принципу на практике совсем непросто. Тут требуется самоотверженность и настойчивость.
И еще не стоит забывать, что наши цели и желания могут меняться, поэтому главное — не терять связь с собой.
Каким образом?
Для меня акройога — лучшее решение. Она мощно погружает в реальность данного момента и выводит на поверхность очень большой пласт эмоций и состояний. В акробатике, например, это смелость и страх, сила и слабость. В терапии — это доверие/неготовность открыться, принятие/цепляние. Через взаимодействие с партнерами я вижу стороны, над которыми мне нужно поработать. Главное, иметь достаточно смелости, чтобы признать их в себе. Хорошая новость в том, что в этом нелегком деле всегда можно рассчитывать на поддержку акройога community. Это как сеанс групповой терапии. У всех у нас есть проблемы и страхи, всех нас ранили, бросали, обманывали. На мой взгляд, важно не замыкаться в себе, не стараться запрятать эту боль поглубже. Болью можно поделиться так же, как и радостью.
Что тебе нравится больше — балансировать соло или в паре?
Технически мне проще балансировать соло. И в стойках на руках я люблю то, что они помогают сделать ум однонаправленным. При работе со стойкой на руках вам придётся познать, что есть “здесь и сейчас”.
В современном обществе мы ценим многозадачность и стремимся делать несколько вещей сразу. Из-за телефонов и прочих гаджетов наш ум стал рассеянным, он витает от объекта к объекту и никогда не находится в настоящем. Для меня же ключ к балансу лежит в умении быть в моменте. Для этого надо как минимум научиться делать только одно дело, полностью отдаваясь процессу.
Что касается парной работы, то ответственность, которую ты берешь на себя, балансируя другим человеком, погружает в реальность данного момента еще больше. Кроме того, когда удается выполнить какой-то сложный баланс, ты чувствуешь себя так хорошо. Нашему уму нужны вызовы, свершения, завоевания.
Ох, уж этот дофамин…Какая гормональная история. Что ж давай поговорим об окситоциновой стороне акройоги.
В обоих измерениях практики — солнечной (акробатической) и лунной (терапевтической) — вы получаете доступ к широкому спектру эмоциональных состояний. Солнечный: элемент огня, страх, мужество, сила воли, достижение. Лунный: элемент воды, возможность выдохнуть, снять весь груз забот и ответственности с плеч, почувствовать защиту и заботу.
Да, больше всего лайков собирают акро-фоточки, но на мой взгляд, “сок” практики — в терапевтических полетах и тайском массаже. Многим нужен импульс к свершениям, который дарит акробатическая часть. И всем без исключения нужны любящие объятия, нежные прикосновения, чувство заботы и защищенности.
Взять моего отца. Единственные люди, от которых он может получить прикосновение, наполненное любовью и нежностью, – это моя мама и я. У него нет иного доступа к тактильному опыту. И я так рад, что у меня есть акройога. До появления её в моей жизни я обнимал его лишь пару раз в год — на Рождество или на День рождения. А теперь я знаю, что когда приеду домой, то подарю своему отцу сессию тайского массажа или терапии в воздухе. Иметь возможность общаться с людьми на волне «метты» (любящая доброта) — бесценно. Это прекрасный способ самому прийти в состояние равновесия и подарить его другому человеку.
Скажи, пожалуйста, а что выводит тебя из чувства равновесия?
Как и всех — крайности. Чрезмерное увлечение чувственными опытами или чрезмерное напряжение.
Но честно говоря, я не стремлюсь вести жизни монаха и следовать исключительно срединному пути. Мне нравится исследовать диапазон своих возможностей. Акробат в переводе с древнегреческого “ходящий по краю/границе”. Таков я есть.
Что ты делаешь, когда чувствуешь, что теряешь баланс? Что помогает тебе его обрести вновь?
В момент, когда я осознаю, что равновесие утеряно или я его теряю, то я немедленно отправляю внимание к структурным линиям своего тела — то есть к костным структурам. Этому принципу я научился у своего йога-мастера Шандора Ремете, основателя направления Shadow Yoga, которому я остаюсь верен уже много лет. Как только появляется чрезмерное напряжение в мышцах, то блокируется ток праны. Так что я стремлюсь расслабить мышцы и находить равновесие через скелетный каркас.
А сохранять равновесие мне помогает смирение моей йога-практики.
Я знаю, что если я не медитирую по крайней мере три раза в неделю, если я не выполняю асана-практику три раза в неделю, то я теряю почву из-под ног. И тогда, чтобы вернуться к сбалансированному состоянию, мне придётся заниматься пять раз в неделю.
А еще мне помогает разговор по телефону с моей мамой и другими людьми, которые меня хорошо знают. Друзья, которые честны со мной и открыто могут сказать: “Джейсон, это чересчур!” Или “Джейсон, это красиво — тебе стоит делать это больше”.
Я много путешествую, и отношения, которые есть в моей жизни, — одна из главных ценностей. Они заземляют меня, это мои корни.
Беседовала Мария Гамалеева