Тайский массаж — техника или медитация?
Тайский массаж — это целая вселенная, где существуют разные стили и подходы.
Например, южный стиль, так называемый королевский массаж, сильно отличается от северного. В южном стиле минимум «контактных» техник и много работы с точками и меридианами с помощью пальцев и на вытянутых руках. Работы другими частями тела там почти нет, так как изначально массаж делался для королевской семьи, а телесный контакт в этом случае должен сводиться к минимуму.
На севере же в школах учат, как использовать все тело для работы, как учитывать вес и систему рычагов для приложения максимальной силы с минимальными усилиями. В ход идут локти, колени, предплечья, ступни. Например, излюбленный приём одного из старейших учителей в Чиангмае, легендарного Пишета Бунтами, — сидеть попой на разных частях тела клиента (в основном, конечно, на ногах:)).
Изначально тайский массаж практиковался монахами в монастырях. Именно поэтому состояние метты — сострадательной доброты, молитва перед каждой работой — отличительная черта настоящего мастера. Уже упомянутый мной выше мастер Пишет Бунтами каждый день начинает с молитвы доктору Шиваго (по легенде — основателю тайского массажа), а каждый понедельник проводит настоящую буддисткую пуджу.
Хотя я сейчас больше работаю в интегральном подходе и психотерапии, тайский массаж — это мой «вход» в работу с телом. И я до сих пор делаю массажи, в основе которых— тайский.
Для меня тайский массаж в первую очередь — моё собственное состояние и возможность этим состоянием делиться: это — медитация, это — йога для тела и души, это — погружение в абсолютную телесность, возможность воспринять тело как единое целое, почувствовать и присвоить себе всё, что происходит внутри.
Я выделю несколько самых важных для меня аспектов в массаже:
Первое. Техника не главное.
То есть, её может не быть совсем! Можно научиться правильно использовать вес, чувствовать под рукой ткани и мышцы и делать массаж. Да, это будет не «высший класс». Но это может быть достаточно глубокая работа. Достаточно, чтобы расслабить тело и психику клиента на очень глубоком уровне, помочь замедлиться, отпустить напряжение и стать чуть более счастливым. В этом массаже намного важнее состояние. Это как сыграть очень простую мелодию на пианино и услышать Бога. Для этого не нужно быть виртуозом. Но нужно уметь слышать и слушать. Говорят, такого рода волшебство приходит с годами и годами практики. Лично для меня, это — та практика, в которой я хочу идти вперёд.
Второе. Ничего не существует отдельно и независимо друг от друга.
В том числе в теле. В теле всегда связи разного уровня определяют общее состояние (в том числе чувства, эмоции и мысли, но об этом отдельно).
Часто, чтобы расслабить плечи, нужно начать со стоп. Не говоря уже о зажатой пояснице — это почти всегда следствие блоков в ногах, шее, животе… Часто достаточно проработать мышцы под затылком, и отпускаются очень глубокие напряжения во всем теле (в этом мне помогает кранио-сакральная остеопатия, отдельно я её не практикую, но некоторые «фишки» использую, ну и, конечно, чувствование тела там на совершенно другом уровне).
Третье. Как я уже писала, тайский массаж — это буддисткая практика.
Дыхание. Медитация. Сонастройка. Слушание. Состояние присутствия и метты — безусловного принятия и доброты. И для меня это мостик к работе с психикой через тайский массаж. Это очень глубоко. И об этом можно много говорить.
Четвёртое. Техника важна. Вот так вот. Простите за такой «оксюморон».
Она чрезвычайно важна. Но понимание приходит лишь с годами практики. Сначала я изучаю технику, потом иду за состоянием, потом опять техника, потом опять состояние, и в результате — отбрасываем все концепции и остаётся чистый инструмент, где техника абсолютно необходима, как для пианиста мастерство удара по клавишам.
Пишет Бунтами не устаёт повторять своим студентам со всего мира: техника, техника — всё это «headache», головная боль, главное — feeling, чувствование. И в то же время он сам виртуозный техник, и то, с каким мастерством он работает, как держит своё тело, как точно до миллиметра выбирает угол приложения силы и давления, впечатляет. Ничего лишнего. Каждое движение обосновано.
Этому мне ещё учиться и чиститься (хотела написать «учиться и учиться», но получилось «чиститься», и это точно — чистить лишние движения, как убирать сложные и ненужные слова в тексте).
Это основные аспекты, которые я выделила. Конечно, про тайский массаж можно писать и говорить очень много, но лучше его практиковать.
Кроме сеансов, я провожу обучающие курсы по основам тайского массажа: знакомлю с философией и основными принципами, даю базовые техники, после которых можно начинать безопасно практиковать на друзьях и близких.
Я буду продолжать писать о своём пути и о деле, спасибо, что читаете! Буду рада видеть вас на своих сеансах.
Всем доброты и принятия!
Автор статьи: Казимирова Светлана, клинический психолог, телесный психотерапевт и массажист.
Сертифицированный мастер тайского массажа (практика с 2010 года, училась в школах северного Таиланда и у учителей). Мастер Ци-Нейцзан (массаж внутренних органов) первого уровня. Ведущая обучающих семинаров.
Практикую Цигун и даосские медитации.
Частная психотерапевтическая практика: процессуальная и телесная психотерапия, системные расстановки, транзактный анализ и др.