Метта, Каруна, Мудита и Упекха.
В учении Будды часто фигурирует упоминание о четырех состояниях ума: любящая доброта (метта), невозмутимость (упекха), сорадование (мудита) и сострадание (каруна). На пали-языке буддийских писаний, эти четыре понятия называются «брахма-вихары», что переводится как «превосходное или возвышенное состояние ума». Они взяты за эталон, положенный в основу идеального поведения по отношению ко всем живым существам. Практически, они помогают найти верный путь во всех ситуациях, возникающих в следствии социального контакта и разнообразных конфликтов.
Брахма освобожден от гнева и ненавидящего состояния ума и передаёт нам учение о том, что тот, кто упорно работает над этими возвышенными качествами, посредством практики медитации и гармоничного поведения, становится равным Брахме.
Мудита — практика естественной радости и работы над завистью. Она открывает сердце для радости вместе и за других живых существ, ведь наша жизнь обогащается радостью, когда мы разделяем ее с другими, как если бы она была нашей.
Метта (любовь) — без идеи обладания и дискриминации, где собственное эго уходит на второй план. Любовь безусловна и касается всех. Неверно открывать свое сердце только тем, кто нам выгоден или приятен.
Каруна (сострадание). Мир наполнен страданием, но у многих людей закрыты сердца, они не замечают происходящего вокруг них. Их личные маленькие истории и эмоции, связанные с себялюбием делают их равнодушными, их души становятся неспособными на сострадание к другим , что делает их пленниками своего эго. Практика сострадания снимает тяжелый груз, она окрыляет тех, кто привязан к тянущему вниз эго.
Упекха (невозмутимость) — состояние равновесия ума. Радость и разочарование кидает нас по волнам широкого спектра эмоций. Мы нескончаемо балансируем между разными полюсами: подъемом и падением, потерей и приобретением… Мы чувствуем, как наша душа постоянно реагирует на эти события грустью и печалью, страхом или наслаждением.
Как можно ожидать, что мы найдем опору на гребне волны? Только
с помощью практики мы можем культивировать в себе невозмутимость.
В буддизме существуют отдельные практики и медитации, которые помогают развить каждое из этих состояний. Например, проводником развития любящей доброты и сострадания может послужить практика «Будда медицины». Так же в конце практики йоги вы можете желать гармонии и здоровья всем живым существам на планете. Данная практика особенно полезна для всех людей «помогающих» профессий.
Развивая осознанность и удерживая свое внимание на этих качествах, мы помогаем как себе, так и всему окружающему миру.