Традиция Свами Шивананды

  Традиция Свами Шивананды: Традиции йоги Свами Шивананда  Свами Шивананда Сарасвати и Шивананда-йога

Вторая традиция йоги, наиболее известная на западе – это традиция врача и санньясина (монаха) Свами Шивананды Сарасвати.

Свами Шивананда родился в Паттамодае, в Тамил Наду, в 1887 году. В отличие от Шри Кришнамачарьи, он начал свой путь с получения классического западного медицинского образования и долгое время работал управляющим больницей в Малайзии. Он был известен как замечательный доктор, порой помогавший больным совершенно бескорыстно и даже покупавший бедным лекарства на собственные деньги.

Однажды Шивананда, в то время еще носивший мирское имя Куппусвами, вылечил странствующего санньясина, и тот посвятил его в йогу и веданту. С этого времени молодой доктор все глубже и глубже начал погружаться в философское наследие своей страны, изучая священные писания, практикуя асаны и ежедневное богослужение. С каждым днем он все более утверждался в желании отречься от мира и помогать людям на более глубоком уровне, нежели излечивая их тела. И наконец, в 1923 году, оставив все вещи в Малайзии, он вернулся в Индию и начал паломничество, посещая учителей и храмы. Спустя год в гималайском городе Ришикеш он встретил своего гуру, Свами Вишвананду Сарасвати, и тот благословил принятие Куппусвами санньясы.

  Традиция Свами Шивананды: Традиции йоги Свами Шивананда
Свами Шивананда

Получив новое духовное имя, Свами Шивананда приступил к интенсивной практике, живя в маленькой ветхой хижине на берегу Ганги, совершая суровый тапас (аскезу) и проводя в медитации не меньше 12 часов ежедневно. Вместе с этим, он не забыл и о своем медицинском прошлом, посещая хижины садху и ухаживая за больными. Спустя несколько лет интенсивной практики, Шивананда достиг нирвикальпа самадхи.

Затем, совершив паломничество по Индии, Свами Шивананда вернулся в Ришикеш. Постепенно все больше людей начало приходить к нему за практиками и наставлениями, и вскоре вокруг учителя вырос целый ашрам, а затем – и международная организация со множеством отделений в других странах. Шивананда написал более 300 книг, и вдохновленные его книгами люди съезжались к нему со всего мира.

Жизненный путь Шивананды определил особенности его метода. Если Кришнамачарья исследовал в основном хатха-йогу, то для Шивананды хатха-йога была лишь малой составляющей духовного пути. По Свами Шивананде, духовный путь состоит из нескольких составляющих: джняна-йоги, карма-йоги, бхакти-йоги и раджа йоги. В соответствии со склонностями и способностями нужно выбирать один или несколько из этих методов.

Вот пять принципов йоги, сформулированных Свами Вишнудеванандой:
— правильное упражнение (асана)
— правильное дыхание (пранаяма)
— правильное расслабление (шавасана)
— правильная диета (вегетарианство)
— правильное размышление (дхьяна)

В отличие от Кришнамачарьи, Шивананда был санньясином, поэтому и ближайшие ученики его соблюдали монашеские обеты. Кроме того, Шри Кришнамачарья, обучавшийся в разных традициях, стремился совместить различные направления философской мысли Индии, а Шивананда интегрировал западную науку в традицию йоги, развивая направление йогатерапии. Асаны в традиции Шивананды не получили столь детальной разработки, как в традиции Кришнамачарьи, однако куда больше внимания уделяется их терапевтической пользе, а также расслаблению в процессе практики.

Свами Сатьянанда Сарасвати и Бихарская школа йоги

Традици Сатьянанда-йоги возводится к Ади Шанкарачарье и представлена тремя наставниками: Свами Шиванандой Сарасвати, Свами Сатьянандой Сарасвати и Свами Ниранджананандой Сарасвати.

Свами Сатьянанда родился в 1923 году в Алморе (штат Уттар-Прадеш). Алмор находится у самого подножия Гималаев, и множество направлявшихся в Гималаи садху благословляли мальчика. В девятнадцать лет юноша оставил семью и отправился на поиски духовного учителя и вскоре встретил Свами Шивананду, который посвятил его в санньясу. Долгие годы Сатьянанда преданно служил своему гуру, не отказываясь от самой тяжелой работы – от уборки территории до управления ашрамом.

Однако, несмотря на любовь учителя и успехи в духовной практике, Сатьянанда не получил ответов на все вопросы и углубился в изучение тантры и йоги. Он долго путешествовал по Индии, Бирме, Шри-Ланке, Непалу и Афганистану, общаясь с последователями различных учений. В 1963 году он основал Бихарскую Школу Йоги в Мунгере. В последующие годы он много путешествовал, обучая йоге множество людей в разных странах, написал около 80 книг, а в 1988 году отошел от мирских дел, принял парамахамса санньясу и поселился уединенно, общаясь только с ближайшими учениками.

Всей социальной структурой Бихарской школы, подразделениями и филиалами ныне руководит преемник Свами Сатянанды, Свами Ниранджананада Сарасвати. Стремясь к синтезу современного научного знания и традиционного пути йоги, он основал Бихарский университет, предназначенный для исследования йоги и подготовки инструкторов.

Сатьянанда-йога сочетает древние техники йоги и тантры (асаны, пранаямы, мудры, бандхи) и современный научный подход. Цель практик заключается в пробуждении и поднятии Кундалини и проведении ее последовательно по всем чакрам вплоть до Сахасрары. Одна из интересных технологий, разработанных Свами Сатьянандой – йога нидра. В основе своей она имеет древние тантрические практики, однако по сравнению с ними сильно видоизменена. Это особый вид медитации, выполняемый в шавасане. Заключается он в концентрации на различных частях тела в определенной последовательности, что вводит практикующего в состояние глубокого расслабления и самопогружения.

Источник: yogin.ru

Подписка
Подпишитесь на наш журнал!
Получайте свежие статьи на почту:
Оставить комментарий
*
*
* Обязательное поле