Сакральный звук Ом
Ом (аум) — древний сакральный слог — может быть единственной мантрой, которая вам понадобится.
Мантры, состоящие из одного слога, называются «биджа» (санскр. «семя»), их легче всего запомнить и повторить, они также наиболее сильные.
Как меленькое семечко содержит в себе целое дерево, так и биджа открывает перед нами просторы духовной мудрости и созидательной силы. Ом — самая известная и самая старая мантра.
Ом — это первичное семя вселенной, весь мир есть не что иное, как Ом — говориться в священных текстах. Это также корневая мантра, из которой появляются все другие мантры, Ом содержит сущность всех священных текстов индуизма и Вед.
Согласно Катха-Упанишаде (2.15), Ом — слово, которое звучит во всех Ведах».
Ом — семя медитации. В Йога сутрах Патанджали описывается то, что, тот, кто повторяет священный слог Ом с пониманием его значения, делает своё сознание однонаправленным, подготовленным к медитации. В комментариях к Йога-сутрам античный мудрец Вьяса говорит о том, что через рецитацию Ом «проявляется Высшая Душа». Похожим образом Лама Говинда, выдающийся тибетский подвижник, пишет о том, что с помощью Ом к нам «приходит сознание бесконечности нашей истинной природы и нашего единства со всем живущим».
Йоги часто медитируют на четырех измерениях или частях Ом. Обычно мы пишем «Ом», но на самом деле мантра состоит из трех букв «а», «у», «м» (в Санскрите если за буквой «а» следует «у», это сочетание читается как длинное «о». Каждая из этих трех частей содержит множество метафизических ассоциаций, которые служат зёрнами медитации. Эти три буквы символизируют три аспекта времени (прошлое, настоящее и будущее), три гуны, трех гуру: мать, отца и наставника, три проявления Бога: Брахма (создатель вселенной), Вишну (хранитель) и Шива (разрушитель).
Размышляя над значением этих трех букв, в то время, как мы произносим их, мы проходим через три состояния нашего обыденного сознания к четвёртой части мантры — анусваре (та самая точка над Омом), это носовой призвук или то, что остаётся после звука. Вибрация медленно растворяется в тишине, которая обозначает трансцендентальное состояние сознания, единение с Брахманом (абсолютом). Тишина — это корона мантры. Так о «не-звуке» написано в Майтри-Упанишаде: «Вершина его – то, что успокоено, беззвучно, бесстрашно, беспечально, блаженно, удовлетворено, стойко, неподвижно, бессмертно, непоколебимо, твердо» . А также: «Тот бог, который и выше, и ниже, названный именем Аум. Беззвучен, лишен бытия, находится в темени головы. Пусть же [человек] сосредоточится [на нем]».
Текст: Маша Писаревич