Йога и дхарма

  Йога и дхарма: шавасана дхарма асана

Найти свою дхарму, цель жизни, — один из самых важных этапов в нашей духовной практике. Когда душа попадает в какое-то определенное тело — этому всегда есть причина. Миссия души в теле и есть наша индивидуальная дхарма.

Определить свою персональную дхарму можно, задавая вопросы:» Кто я?», «Почему я здесь?», «Какова цель моей жизни?». Рамакришна всегда призывал своих посетителей задавать самим себе эти вопросы. Кто бы ни приходил к нему, он всегда спрашивал: «Кто ты?». По ответу на этот  вопрос, он мог узнать, определил ли человек свою дхарму.
Хороший метод определения своей дхармы был у другого мудреца — Дона Хуана, который предлагал задавать себе такой вопрос: «Имеет ли твой путь сердце?» «Если у твоего пути есть сердце, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку».
Определение своей дхармы — самый важный шаг в нашей жизни. Если мы пропустим этот момент, наши усилия не будут направлены туда, куда стремится наша душа. Даже работая  очень усердно, в конце жизни мы можем обнаружить себя неудовлетворенными, чувствуя, что всю жизнь карабкались не по той лестнице.
Если у нас нет чёткой цели, мы не можем считать себя по-настоящему свободными. Как мы можем всецело прилагать усилия, если  нет направления, куда нужно двигаться?
Важно учитывать то, что каждая фаза жизни может иметь разную дхарму. Дхарма новорожденного — сосать грудь, дхарма подростка — учиться, взрослого человека — осуществлять свое духовное предназначение. Более того, на разных стадиях может быть не одна дхарма, а несколько. Вы можете одновременно быть учителем йоги, родителем, активным участником общественной жизни.
Чтобы определить свою индивидуальную дхарму, нужно как можно чаще  спрашивать себя: «Почему я здесь?», «Какова моя цель?», «Какова причина моего существования?». Прислушайтесь к себе. Есть ли у вашего пути сердце? И, как говорил Дон Хуан, «путь — это только путь; если ты чувствуешь, что он тебе не по душе, ты должен оставить его любой ценой». «Твое решение должно быть свободно от страха и честолюбия. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний. Испытай его столько раз, сколько найдешь нужным».
Ответы приходят не сразу. В процессе поиска своей дхармы, можно перепробовать множество вариантов, пока, наконец, не появится сильное непоколебимое чувство уверенности: «Да, это мой путь. Это — то, что я буду делать».
Очень хороший способ определиться со своими жизненными ориентирами — это почаще думать о смерти. Представьте, что вы на смертном одре. О чём несделанном вы будете сожалеть? Так неужели нужно ждать смерти, чтобы начать слушать своё сердце?
Практика йоги помогает нам узнавать себя. Успокаивая ум, мы становимся более инстроспективными, более восприимчивыми к глубинам внутри себя. Нужно всегда искать истинные причины тех или иных действий. Чтобы кажое совершаемое нами действие имело под собой намерение, идущее от сердца.
Очень важна шавасана. Именно в шавасане мы можем заглянуть внутрь себя, и определить основания для жизни, действий, практики.
В практике асан мы нередко начинаем увлекаться своими амбициями, стремимся к тому, чтобы побыстрее раскрыть тазобедренные или встать на голову, начинаем злиться, когда что-то не получается, или переоцениваем свои возможности и получаем травму. Таким образом мы потакаем своему эго, забывая, собственно, о йоге, о том, что йога — это единение с самим собой, а не разъединение.
Положительный эффект йоги — это не шпагат и не нога за головой, а изменение внутреннего мироощущения, которое мы можем наблюдать, заглядывая в себя. Занятие асанами только тогда становятся йогой, когда наш путь, наша дхарма, имеет сердце. И, наоборот, чувствуя (пусть и мимолетно) состояние йоги как единение с тем, что есть настоящее я, мы начинаем яснее видеть свои ориентиры и цели,  своё предназначение, то есть приходим к пониманию своей дхармы.

Текст: Маша Мышь

Подписка
Подпишитесь на наш журнал!
Получайте свежие статьи на почту:
Комментарии
  1. Дмитрий  |  06.03.2012, 22:24

    Сознательные существа заблуждаются в трояком отношении: одни заблуждаются относительно психических явлений, считая их за «я»; другие опять заблуждаются относительно явлений чувственных; третьи полагают, что явления психические и чувственные вместе составляют «я». Кроме того, проницательность людей различна, а также их склонности: одни в состоянии понять или любить только краткое; другие — среднее; третьи — пространное.

  2. Ольга  |  15.06.2012, 11:19

    «Все жизненные пути бессмысленны,но есть путь сердца.Он такой же бессмысленный,как и все остальные,но по нему идёшь с радостью.»

Оставить комментарий
*
*
* Обязательное поле