Виньяса — осознанность движения

flow  Виньяса — осознанность движения: поток виньяса аштанга йога аштанга виньяса  Виньяса развивает в нас осознанность, при которой каждое наше следующие действие соединяется с предыдущим — как на коврике, так и в жизни. Слово «виньяса» произошло от санскритского слова «ньяса», которое означает «размещение» или «укладывание» и приставки «ви», которая означает «особым способом». В мире йоге наиболее распространённое понимание слова «виньяса» — плавная последовательность асан, в которой движение следует за дыханием. Аштанга виньяса йога Паттабхи Джойса — наиболее известная и влиятельная из всех школ.

Учитель Джойса — великий южноиндийский йог Кришнамачарья считал метод виньясы центральным преобразующим процессом в йоге. Но представление Кришнамачарьи о значении виньясы было более широким, чем большинство западных студентов могут себе представить. Он учил не только последовательностям асан, но также представлял виньясу как метод, который может быть применим ко всем аспектам йоги. В учении Кришнамачарьи метод виньясы включал оценку потребностей отдельного студента (или группы), а затем на их основе выстраивание практики шаг за шагом.

Помомо этого, Кришнамачарья также выделял виньясу как умелый подход к жизни, способ применения йогической осознанности ко всем ритмам и последовательностям жизни, включая отношения между людьми, работу и личностную эволюцию. Десикачар, сын и ученик Кришнамачарьи, писал: «Я считаю виньясу одним из ценнейших принципов, который может применяться в жизни для успешных поступков и взаимодействия с людьми». В своей книге ‘Health, Healing, and Beyond’ Десикачар приводит тонкий пример того, как его отец применял виньясу к обучению йоге. Кришнамачарья, к удивлению своих учеников, всегда встречал их у ворот своего центра, вел их на протяжении практики, а затем в честь окончания времени, проведённого вместе, снова провожал их к воротам.

Он чествовал каждую фазу их встречи: начало работы, поддержание её, доведение до пика, затем логическое завершение. В каждой фазе есть свой собственный урок, и каждая фаза зависит от предыдущей. Также как нельзя построить дом без фундамента, так же и качество йога-практики будет зависеть от входа в неё. Дом не будет домом, если мы не достроим крышу — также и практика должна иметь логическое завершение, чтобы мы ощутили её эффект. Виньяса йога предполагает культивирование осознанности, которая объединяет все наши действия в единый поток, в котором дыхание синхронизировано с движением.

Важность дыхания

Дыхание — основа нашей жизненной силы, это то, что обеспечивает течение праны в нашем теле. При выполнении виньясы очень важно, чтобы движение было синхронизировано с дыханием. Движение, направленное на расширение и раскрытие, выполняется на вдохе. Движение, связанное с сжатием и сокращением — на выдохе. Например, на вдохе мы поднимаем вверх руки и голову (раскрытие), на выдохе — опускаем руки (сжатие). Синхронизация с дыханием создаёт импульс для движения, что позволяет нам выполнять сложные позы с меньшими усилиями.

Виньяса крама

Чтобы добиться заметного расширения физических возможностей своих студентов, Кришнамачарья использовал метод, который он называл «виньяса крама» («крама» означает «стадии» или «фазы»). Имеется в виду пошаговый процесс, с помощью которого мы подбираемся к пику во время сеанса практики.

Виньяса крама также означает способность осознать, что вы освоили какой-то этап практики и готовы развиваться дальше. Асаны осваиваются постепенно. Например, для выполнения Пинча Майюрасаны (стойка на предплечьях) нужно сначала достичь необходимой силы и гибкости, освоив такие позы как Адхо Мукха Шванасана (Собака мордой вниз), Ширшасана (Стойка на голове) и другие более лёгкие балансы. Если мы начнём осваивать Пинча Майюрасану на первом же занятии, есть риск получить травму.

Но все время выполнять только самые лёгкие позы начального уровня тоже не стоит — это может тормозить развитие.

Искусство завершения

Десикачар так объясняет важность заключительной стадии: «Не достаточно просто забраться на дерево, мы должны уметь слезать с него». В практике асан, да и, вообще, в жизни, важно умение балансировать одно действие с помощью другого. В методе виньясы есть понятие «пратикриясана», или компенсирующая поза. Например, после прогибов нужно обязательно выполнить наклон. Заключительным этапом выполнения всех асан серии является шавасана, без неё эффект от практики будет неполным.

Путь к трансформации

Важно понимать то, что виньяса не является простой последовательностью действий: это то, что пробуждает наше сознание. Таким образом виньяса связана с медитативной практикой ньяса в тантрической йога-традиции. В практике ньясы, которая призвана пробудить присущую нам божественную силу, практикующие направляют внимание в различные части тела, а потом с помощью мантры и визуализации, пробуждают шакти (божественную силу), чтобы она могла свободно протекать через их тела. Также и техника виньясы может применяться в нашей жизни, чтобы открыть нам путь для трансформации, постепенно, шаг за шагом, дыхание за дыханием.

По материалам Yogajournal

Подписка
Подпишитесь на наш журнал!
Получайте свежие статьи на почту:
Оставить комментарий
*
*
* Обязательное поле