Философия прикосновения: правки в традициях йоги
Роль прикосновения варьируется в зависимости от подхода конкретного инструктора и школы йоги. О том, как относятся к правкам и прикосновениям в разных традициях йоги поведали нам пять опытных преподавателей: Мария Панкратова, Зап Зап, Екатерина Вершинина, Мария Меланишина и Евгения Гершберг.
Отношение к прикосновению в нашем обществе очень непростое, прикосновение для многих — дело интимное, отношение к нему формируется в зависимости от воспитания, религиозных правил, психологических особенностей. Люди могут реагировать на прикосновения очень по-разному. Как же должен вести себя йога-инструктор? И как делать правки наиболее корректно и правильно?
Мария Панкратова, Аштанга-виньяса-йога
Физическим правкам в Аштанга-йоге уделяется особое внимание. Активно правят на Майсор классах. Преподаватель помогает войти в позу глубже, если занимающийся уже готов к тому варианту, в который его дотягивают, но сам качественно выполнить ещё не может или выполняет не совсем корректно. Есть «ключевые правки», которым каждый преподаватель аштанга-йоги должен научится и использовать их чаще. Все остальные правки вытекают из этих ключевых. Традиционные правки первой серии:
Прасарита падоттанасана
Уттхита Хаста Падангуштхасана
Пашчимоттаннасана
Маричасана (все)
Супта Курмасана
Баддха конасана
Прогибы, выход в мост из положения стоя.
К любой совершаемой правке лучше относиться так, как будто ты сам (преподаватель) делаешь позу. Важно учитывать все особенности занимающегося и давать только тот вариант, который он на данный момент способен выполнить, а не пытаться заводить в позу любой ценой. Чаще даже мягкое направляющее прикосновение, которое позволит занимающемуся удлиняться в нужном месте и дышать свободно, принесет больше пользы, чем сильная удерживающая правка, в которой затрудняется дыхание.
Редко, но попадаются ученики, чувствительные к прикосновениям и реагирующие болезненно. По отношению к ним лучше не применять сильную физическую правку и использовать легкое прикосновение, задающее только направление движения в позе, делая это изредка, больше объяснять словами.
Зап Зап, Шивананда йога
Когда-то, когда я начала заниматься Шивананда-йогой в Ашраме, мой учитель удивил меня тем, как мягко и ненавязчиво он поправляет меня и других студентов. Я поняла, что этот контакт очень важен, он поддерживает и мотивирует, позволяет понять, как найти более правильное и удобное положение в асане без лишних слов.
Чтобы понять, как лучше всего поправить студента, достаточно представить, как бы вам хотелось, чтобы правили вас. Я испытывала на себе и жёсткие раздраженные пальцы, и невнятные поглаживания, и бесцеремонные хлопки. Однако, пробуя, я поняла: нет ничего лучше мягкого и уверенного приглашения расслабленной ладонью изменить положение тела. В сконцентрированном состоянии в асане человек способен уловить миллиметровое давление, именно оно и расскажет ему, куда потянуться, а где расслабиться. Верю, что именно так безопасно.
Как правило, по людям видно, как они реагируют на прикосновения. Напряжённый, нервный, дёрганый человек может не оценить желания учителя его поправить. У такого можно спросить: «Можно до тебя дотронуться?». Тем не менее, пользуясь описанной выше техникой правок, я никогда не сталкивалась с негативной реакцией. Даже больше: помню, как я ждала прикосновений любимой Дженни и это тоже подкинуло мне йогической работы над внутренними реакциями. Точно так же и мои ученики много раз говорили, как приятна им физическая поддержка на занятии.
Екатерина Вершинина, Кундалини-йога
Подход к правкам в Кундалини-йоге отличается от подхода других направлений. Учителей Кундалини-йоги обучают максимум правок делать устно, физическое прикосновение к ученикам делается очень редко в случае большой необходимости. Причиной этому служит прежде всего, то, что большинство упражнений выполняются в динамике, т.е. выполняется плавный и зачастую довольно быстрый переход из одной позы в другую. В связи с этим позы в Кундалини-йоге с технической точки зрения, не сложные, такие, чтобы можно было быстро и безопасно перемещаться из одного положения в другое, например, прогибы спины вперёд и назад. Поэтому, как правило, ученикам достаточно устного объяснения.
Кроме того, в Кундалини-йоге поощряется выполнение упражнений с закрытыми глазами и концентрацией на точке третьего глаза, так, чтобы всё внимание было направлено внутрь себя. Прикосновение к ученику и даже произнесение его имени, в такой момент может его напугать и выбить из медитативного потока. Пребывание внутри себя и медитативное состояние ставятся выше идеальности поз (за исключением случаев, когда неправильное выполнение может быть травмоопасным), поэтому даже при устных правках я стараюсь не называть ученика по имени, а давать рекомендации всей группе в целом.
Если на занятии всё же выполняется какая-то более сложная статичная асана (а одна из самых технически сложных асан в КЙ — это, пожалуй, Сарвангасана, стойка на плечах), тогда учителя чаще поправляют ученика прикосновением.
Основной техникой безопасности в большинстве упражнений являются закрытые глаза и направление внимания внутрь себя. Так человек остается наиболее чувствительным к себе и сам может осознавать, какие положения будут наиболее правильны, комфортны и безопасны для его тела. При направлении максимум внимания на свои ощущения, вероятность выполнения неосторожного резкого движения минимальна.
Кроме того, каждое занятие Кундалини-йоги начинается с настройки при помощи Ади Мантры. Эта мантра открывает нас своему Высшему Сознанию и природной мудрости с тем, чтобы именно они руководили нами и вели нас через практику.
Мария Меланишина, йога Айенгара
В методе Айенгара физические правки — это последняя стадия привнесения осознанности в те части, которые не осознаются учениками при устных указаниях или при показе учителем на себе. Нет необходимости хвататься за учеников сразу.
Чтобы правка была действительно эффективной и безопасной, нужно, во-первых, осознать действительную необходимость правки или физической помощи (например, в случаях с учениками с ограничениями или заболеваниями). Во-вторых, разумеется, проработать асану досконально самому, понять направление действия и нужный эффект. А дальше описать это сначала словами, объяснив, что происходит в процессе, и показав наглядно на себе. Ну и первое правило ахимсы, конечно, — нельзя причинить вреда ученику. Всегда руководствоваться мотивом разумной пользы, как родители по отношению к детям. Гита Айенгар говорит: «У учителя должно быть родительское сердце. Точность приходит с опытом».
У нас на начальных классах учитель всегда предупреждает, что может прикасаться и делать поправки руками и, если кому-то это по каким-либо причинам неприятно или нежелательно, просит его предупредить заранее или в процессе. Обычно видно, когда человеку не нравится контакт и даже словесные указание конкретно ему выводят его из равновесия — тогда лучше просто оставить человека в покое (это не значит не наблюдать, чтобы он не травмировал себя). Повторюсь: физические поправки не всенепременно обязательны — часто достаточно внятно сформулировать и показать на себе. Конечно, бывают непростые реакции, и тут нужно быть терпеливым и чутким, что непросто и в жизни тоже.
Евгения Гершберг, йога Айенгара
На преподавательских семинарах будущих преподавателей йоги Айенгара сейчас учат не поправлять учеников руками, объяснять словами, что требуется. Особенно это касается обучения новичков. И это тенденция последних нескольких лет. Поправляют на мастер-классах, йога турах, то есть при более глубокой и продолжительной работе. Человека в первый раз пришедшего на занятие руками поправлять не станут.
Йога — это осознанность и человек выполняет асану ровно настолько, насколько он осознает свое тело. С практикой занимающийся лучше осознает свое тело, и ум воспринимает более тонкие нюансы. Это приходит с опытом. Будет человек готов — сделает.
Это всё касается новичков. Тех, кто занимается долго и регулярно, особенно на семинарах, поправляют. Ну и ещё применяется работа в парах, когда продвинутые ученики помогают друг другу. Но это уже совершенно иной уровень практики, в 1,5 часа стандартного занятия это не вместить.
Записала: Маша Писаревич
Я вообще не люблю ничьих прикосновений, но на занятиях Хатха Йогой мне не только нравится, когда Учитель правит и направляет, я жду этих прикосновений, как ребёнок ждёт материнской ласки, как котёнок подныривает под гладящую руку. И отстраивается Асана, и прогибается спина. И «Молодец, хорошо» — уже понимает тело, не голова.
У меня прогиб никак не получается,т.е. копчик из крестца не выходит. Многое как кажется мне получается, но копчик… Уже начинает надоедать, что все сразя и никогда не получится.