Это всё в нашей голове
Наша фантазия — мощный и творческий инструмент, который помогает изменить жизнь.
Несмотря на известное высказывание Пикассо о том, что «все, что вы можете представить, — реально», большинство взрослых людей имеют чёткое разделение между вымышленным и реальным. Реальность — это атрибут мира, в котором живёт большинство людей, и в которой подброшенный предмет всегда падает вниз, а 2 объекта не могут быть в одной точке в одно время. Немногие из нас способны воплотить свои мечты и планы в реальность, просто представив их осуществление. Фантазии и желания не предоставят вам работу и не вылечат болезнь, если не делать никаких практических шагов в сторону решения проблем.
Однако, даже скептики знают, что иной ход событий тоже возможен. Фантазии всегда предшествуют переменам. Каждое важное изменение в нашей жизни начинается с того, что мы его представляем. Например, мы читаем книгу о путешествиях, представляем себя на месте героев и рано или поздно наши мечты об экзотических странах приводят нас к организации поездки.
Сделайте рывок
Воображение — наша способность представлять вещи, недоступные сенсорной системе. Пожалуй, это великий дар для развития своего самосознания. Для того, чтобы изменить себя и свой мир, мы должны вырваться из обыденного в незнакомое. Первый шаг на пути к этому — представить не только будущее отличное от настоящего, но и «другого» себя в этом будущем. Естественно, мы сформированы нашей памятью и кармой, и определенные образцы поведения и мышления неразрывно связаны с нашими нейронами и клетками. Кроме того, мы всегда находимся под воздействием культуры и физических обстоятельств, которые подчас очень трудно изменить. Однако, воображение поможет нам избавиться от внутренних шаблонов, особенно от тех, которые нас в чём-то ограничивают. Если мы сможем представить себя в другом свете, то сможем и изменить жизненный опыт. Всё практика йоги о том, что будет, когда мы поймём, что это правда. Представить себя свободным от боли и страданий, например, — это первый шаг в сторону свободы.
Некоторые учёные утверждают, что с физиологической точки зрения воображение превосходит зрение и происходит из высшей ступени развития зрительного восприятия, и даже использует другую, более чистую форму света. Таким образом, наш разум, наше мышление с помощью воображения воздействует на пять наших чувств гораздо больше, чем эти чувства воздействуют на разум тем, что способны воспринять.
Говоря о «высшей ступени развития», имеется в виду, что едва различимые уровни воображения находятся очень близко к действительному источнику созидания. Этот источник можно называть по-разному: вселенский разум, коллективное бессознательное, поле бесконечных возможностей, божественный разум, дао. Воображение приводит нас туда, где озарение и вдохновение непроизвольны и проявляются в неожиданных творческих задумках, первой строчке стихотворения или осознания себя вне обычного представления о себе. Воображение даёт нам бесконечные возможности, приводит в мир, в котором берут начало все подлинные творческие идеи.
Представляя наш мир
Великие поэты и древние мыслители часто описывали мистический прорыв, когда их творения или открытия были дарованы им силой, подобной магии. Путешественники в глубины своего подсознания обладают подобным впечатлением от сил этих внутренних миров. Фантазии — это вход в области, неподвластные обычному сознанию
Согласно мудрецам Тантры, воображение — это сила сама по себе. Человеческая способность представлять себе что-то, это — индивидуальная форма силы бесконечного сознания, бесконечного разума. Великий ум воображает миры и делает их реальностью.
Йога Васиштха, ключевой текст Веданты, который является прототипом квантовой физики и теории струн, описывает так называемый реальный мир как продукт воображения, созданный из отвердевшего самосознания или тонкой энергии, который каждый из нас удерживает, веря в него. Шива Сутра поддерживает идею о том, что йоги, которые понимают и используют этот принцип, могут перестраивать части самосознания и претворять в жизнь практически что угодно. Большинство из нас на это, конечно, не способно. Чаще всего наше воображение работает неосознанно, однако практикуя то, что называется йогой воображения, мы сможем использовать наши фантазии как способ изменить нашу жизнь.
В санскрите существует четыре слова, относящихся к воображению и обозначающих его уровни. Викальпа — произвольные фантазии, калпана — осознанные фантазии, пратибха — внезапное озарение, и бхавана — йогическое созерцание и воображение. Практически всё, что мы обычно представляем, в частности, необоснованные страхи, относится к викальпа, тексты йоги советуют нам не верить в мрачные истории и домыслы, всплывающие в нашей голове. Классическая практика йоги направлена на то, чтобы узнавать и избавляться от неосознанных фантазий как от ненужных и бесполезных по своей сути.
Творческая сила
Калпана, осознанное воображение, в свою очередь, несёт в себе гораздо больше силы, чем бесконтрольная викальпа. Она является основой для искусства, науки, мифологии, религии, политических и военных стратегий и идей и выдумок, которые зачастую дирижируют нашей культурой. Предостережения типа «Будьте осторожны в своих желаниях» существуют не зря, ведь осознанные фантазии склонны к воплощению.
В традициях Тантры такие сконструированные плоды воображения используются для открытия внутренних центров, избавления от психологического мусора, единения с высшими силами.
В наше время способность воображать активно используется самыми разными специалистами. Тренера просят молодых спортсменов представлять себе выполнение трудных трюков; учителя музыки убеждают музыкантов проигрывать в голове собственные выступления; психологи вызывают пациентов на диалог между своими внутренними «я», для того чтобы выявить скрытые аспекты личности и вывести их на более высокий уровень.
На третьем уровне фантазия освобождает себя от породившего её разума и начинает открывать высшие миры. Пратихба в дословном переводе означает «озарение» и является вдохновением, которое возникает за приделами осознанности. Пратихба — это настоящее, созидательное воображение, которое было даровано Энштейну, великому химику Кекуле, математику Пуанкаре, Моцарту. В течение жизни все мы испытываем моменты озарения — предложения одно за другим появляются на страницах во время написания диплома, совершенно неожиданно приходит в голову решение проблемы, над которой мы так долго думали и т.д.
Могущественные инструменты
Йоги могут вызывать фантазии провидческого характера через визуализации — практику калпана и, особенно, бхавана или, иначе, творческого созерцания. Бхавана является самым мощным инструментом для создания внутреннего «Я». Она позволяет нам представить себя заново.
Бхавана происходит от «бхава», слова, которое на санскрите означает «чувство» или «эмоциональный вкус, аромат». Она работает с силой наших эмоций, радикально перестраивая внутренний опыт, касающийся нас самих. В Тантре, где сила разума считается идентичной вселенской силе созидания, бхавана используется для создания ощущения сходства с Богом. Настоящая бхавана сочетает идеи, образы и чувства. Именно эмоциональная составляющая делает бхавану такой могущественной.
Представьте это
Представьте, что вы рядом с тем, кого любите, сфокусируйтесь на чувстве, которое вызывает эта мысль. Теперь вообразите, как чувство любви заполняет ваше тело, оставаясь в нём в виде приятного ощущения любви. Теперь вы могли бы утвердить себя в этом чувстве и действовать, отталкиваясь от него. Сила такой комбинации – визуализации и эмоций – перевернёт ваши внутренние переживания, по крайней мере, во время практики. Вот почему практики типа прокручивания в памяти счастливых событий или культивация чувства благодарности так эффективны для хорошего самочувствия.
Однако, мудрецы трактуют бхавану гораздо глубже. Когда вы удерживаете мысль о том, что вы ограниченный человек с лимитированными возможностями, то продолжите таковым являться. А стоит только поменять представления о себе и повысить самооценку, как вы сразу почувствуете преисполненным божественных черт. Поэтому согласно трантрическим традициям, практики начинаются с перестройки представления о себе. Тело предстаёт сделанным из света, заряженным мантрой или наполненным бесконечным состраданием, и с такого образа вы начинаете практики.
Конечная тантрическая бхавана — это представление себя как воплощения величественной божественной формы. Позитивные установки («я лучший», «я само олицетворение священной любви») всего лишь образные конструкции, однако они вдохновляют вас на сравнение себя с высшей истиной и затем отражаются на вашем восприятии самого себя. Попробуйте каждый день представлять себя наполненным милосердием, и вскоре вы заметите, что стали относится и к себе, и к окружающим с большей добротой и заботой. Вы увидите, что значит жить и действовать как тот, кем вы на самом деле являетесь, божественное Я, Я, чьи силы естественным образом возникают внутри и направлены на благие цели.
Практики йоги нацелены на духовное развитие, развитие наивысших возможностей. Воображение позволяет вам найти к ним путь. С помощью воображения и его сил мы сможем не только изменить себя к лучшему, но и весь мир.
Представьте себя просвещённым мудрецом
Представьте себе человека, которого вы глубоко уважаете и чьи учения вам близки – Иисуса, Будду, Ганди и т.д., или вашего собственного учителя. Если никто не приходит на ум, выберите качество, которое может быть присуще такому человеку или созданию божественной природы, например, любовь или милосердие. Глубоко подумайте о человеке или качестве, которое хотите претворить в жизнь. Попробуйте посмотреть на мир глазами этой особы. Если это качество, спросите себя: «Каково посмотреть прямо сейчас на мир через призму любви?», «Как Бог/учитель относился к другим?», «Как бы он или она поступили на моём месте?». Представьте разные ситуации — серьёзный конфликт, трудную задачу, предательство близкого человека. Как бы воображаемый вами персонаж с этим справлялся?
Теперь закройте глаза и представьте, как дух этого человека, или божества, или качества проникает в ваше тело. Вдохните, думая про себя: «Любовь Иисуса внутри меня, это моя любовь», или «просветление Будды — моё просветление», или «мужество Ганди — моё мужество». На выдохе скажите: «Это внутреннее состояние наполняет моё тело».
После такой практики спросите себя, как бы вы двигались дальше по жизни, если бы действительно обрели это качество, как бы вы относились к себе и окружающим: друзьям, детям, родителям? На что было бы похоже взаимодействие с другими людьми?
Позвольте своему воображению полностью раскрыться для этой практики, представьте себя просветлённым, пронизанным любовью. После получасовой практики, старайтесь вести себя как величайшее создание, которым вы только что себя представляли. Поступайте согласно качествам, которые вам хотелось бы впитать. Попробуйте поиграть в эти замечательные игры разума и воображения полчаса в день на протяжении недели и вы обязательно заметите положительный эффект,