Дришти — истинный взгляд
Практика дришти – это техника на развитие концентрации внимания, которая учит видеть мир таким, какой он есть на самом деле.
Люди в большинстве своём познают мир при помощи зрения. Каждый, кто практикует йогу, уже заметил, что даже во время практики мы наблюдаем за позой, одеждой или новой прической наших одногруппников. Мы пристально смотрим в окно или рассматриваем свои пальцы ног, как если бы это было интереснее, чем осознание божественного. Наше внимание направлено туда же, куда и наши глаза.
Внимание – это самая ценная вещь, которая у нас есть, и видимый с помощью глаза мир может вызывать своего рода привыкание, быть чрезмерно раздражающим, и как следствие, ослаблять наше духовное здоровье.
Когда наше внимание сфокусировано на чём-либо, то наша прана (жизненные силы) «вытекает» из нас пока мы распознаём то, что видим. Позволяя глазам рассеяно блуждать, мы отвлекаемся от йоги. Поэтому умение контролировать и концентрировать внимание является фундаментальным принципом в практике йоги. Когда мы управляем и направляем сначала глаза, затем внимание в нужное русло, то используем технику йоги, которая называется дришти.
Тысячи практикующих познакомились с техникой дришти благодаря аштанга-виньясе, разновидности йоги, которая в наши дни стремительно набирает популярность. На простом уровне дришти заключается в том, чтобы пристально смотреть в определённом направлении и контролировать внимание. В каждой асане аштанги ученики тренируются направлять свой взгляд в одну из девяти специальных точек.
В позе собаки мордой вверх, например, мы смотрим на кончик носа — насагра дришти. Во время медитации и в Матьясане (поза рыбы) мы направляем взгляд в сторону чакры Аджны (третий глаз) — бхрумадья дришти. В позе Собаки мордой вниз мы смотрим на пупок — чакра Наби. В Триконасане (поза треугольника) мы смотрим на ладони — хастагра дришти. В большинстве сидячих поз с наклоном вперёд взгляд направлен на большие пальцы ног — падхайорагра дришти. Когда мы сидим и скручиваемся вправо или влево, то смотрим так далеко, насколько это возможно из этой позы — паршва дришти. В Урдхва хастасане, первое движение цикла Сурья Намаскар, взгляд направлен на большие пальцы рук — ангуштамадхья дришти. В Позе война I смотрим вверх в бесконечность — урхва дришти. Описанные для каждой асаны дришти способствуют концентрации, помогают правильно двигаться и ориентировать наше энергетическое тело.
Полный смысл дришти не ограничен его значимостью для выполнения асан. На санскрите дришти означает видение, точка зрения, или интеллект и мудрость. Использование дришти при выполнении асан выступает в двух ролях: как техника для тренировок и как метафора для фокусировки сознания на видении и понимании единства. Дришти настраивает нашу систему восприятия на распознавание и преодоление лимитов «обычного» зрения.
Наши глаза могут видеть только объекты перед нами, которые отражают видимый спектр света, однако йоги стремятся узреть «скрытую» реальность. Мы начинаем осознавать, что наш мозг позволяет нам видеть только то, что мы хотим видеть – проекцию наших ограниченных идей и мыслей. Часто наши мнения, предрассудки и привычки мешают нам увидеть гармонию. Дришти – это техника для поиска божественного и для правильного взгляда на окружающий мир. Используемая таким образом, дришти становится техникой для ликвидации безграмотности, которая препятствует настоящему видению, техникой, которая позволяет нам увидеть Бога во всём.
Естественно, осознанное зрительное восприятие не ограничено традициями аштанга виньясы. Глаза имеют большое значение во всех видах йоги. Например, в очистительной технике тратака нужно не моргая смотреть на горячую свечу, пока не появятся слёзы. Эта техника не только очищает глаза, но также заставляет нас сражаться с мощными, неосознанными желаниями, в данном случае с желанием моргнуть.
Иногда во время медитаций и практик пранаямы глаза наполовину открыты, и взгляд направлен на третий глаз или кончик носа. В Бхагавад Гите (VI.13) Кришна говорит Арджуне о том, что тело и голова человека должны представлять собой прямую линию, а взгляд твёрдо направлен на кончик носа. Когда мы используем внутренний взгляд, что иногда называется антара дришти, мы закрываем глаза и направляем его в сторону света третьего глаза.
Советы
Как и в случае многих духовных практик, дришти опасна тем, что можно перепутать технику с целью. Вам следует направить использование своего тела (в том числе глаз) на выход за пределы вашего отождествления с ним. Когда вы смотрите на какой-либо предмет во время практики, старайтесь смотреть как бы сквозь него, направляя своё внимание не на внешний вид, но на внутреннюю сущность.
Никогда не заставляете себя смотреть так, чтобы ваши глаза, мозг или тело были напряжены. Ваше умение видеть должно развиваться постепенно.
По сути, ученики должны использовать бахья (внешние) точки для созерцания во время упражнений, которые ориентированы на внешний мир – асаны, очищающие практики, сева (служение в рамках карма-йоги) и бхакти-йога (преданность); используйте антара (внутренний) взгляд для улучшения созерцательных и медитативных практик. Если вы обнаружили, что во время любой практики вы закрываете глаза и думаете о проблемах и сложностях жизни вместо того, чтобы поддерживать нейтральный и отстранённый фокус внимания, попробуйте смотреть на что-то другое. С другой стороны, если смотреть на что-либо в принципе мешает вам концентрироваться, возможно, необходимы изменения ваших внутренних установок.
Твёрдый взгляд необычайно полезен в позах на баланс, таких как Врикшасана (поза дерева), Гарудасана (поза орла), Вирабхадрасана 3 (поза воина 3), и различных ступенях Хаста падангуштхасана (поза вытянутой руки и большого пальца ноги). Установив взгляд на неподвижной точке, вы можете думать о характеристиках этой точки, и постепенно обретёте устойчивость и баланс. Немаловажным является факт, что постоянное использование дришти развивает экограта, фокусирование взгляда на одной точке. Когда вы умеете сфокусироваться на одной точке, ваше внимание не скачет с одного предмета на другой, и вам легче проследить его «блуждание» внутри вас самих и, таким образом, поддерживать баланс не только тела, но и разума.
Дришти — настоящий взгляд
На протяжении всей истории йоги чистое, истинное восприятие было и практикой, и целью йоги. Согласно древним индийским текстам, людям свойственно путать зрение с истинным восприятием; заблуждение о настоящих отношениях между зрительным процессом, видимым объектом и личностью смотрящего – это коренная причина страдания.
Как этого добиться? Путём продолжительного, постоянного, взгляда, нацеленного на цель йоги — самадхи, т.е. полного погружение в пуруша. Практика дришти предоставляет нам технику, которая развивает концентрацию внимания. Хатха йога использует что-то похожее на рентген, который включает в себя вивека (различие между реальным и кажущимся) и вайрагья (отделение от ошибочного отождествления себя с тем, что мы видим). Эта исходная ошибка в идентификации называется авидья (незнание), а её противоположность видья – наша настоящая личность.
Бахти йога использует дришти несколько иным образом, постоянно направляя долгий, любящий взгляд в сторону Бога. Через воображение видение божественного предстаёт в форме Кришны, и мир обращается в прасад (божественный дар). В обоих случаях практика дришти позволяет нам видеть реальный мир сквозь обман и иллюзии.
Обладая таким зрением, мы видим наше истинное Я. Когда мы смотрим на других, то воспринимаем их как самих себя, что является настоящей любовью. Мы больше не считаем, что страдания других существует отдельно от нас, наше сердце наполнено состраданием к борьбе всех несчастных душ в поисках счастья. Взгляд йоги появляется из сильного желания достигнуть высшей цели – коллективного сознания, а не из эгоистичных мотивов, которые ведут к разделению, ограничению, осуждению и страданию.
Как и все практики йоги, дришти использует священные дары тела и разума как стартовую площадку для присоединения к полностью раскрытому потенциалу – неистощимому источнику, как для тела, так и для разума. Когда мы очистим наш взгляд от налёта привычек, мнений, помыслов и их проецирование на понимание правды и лжи, то сможем посмотреть сквозь внешние различия на абсолютную правду.